ГЕОЭКОЛОГИЯ
ИНЖЕНЕРНАЯ ГЕОЛОГИЯ. ГИДРОГЕОЛОГИЯ. ГЕОКРИОЛОГИЯ
Геоэкология, 2019, № 5, С. 82-88
© 2019 г. А. А. Гинзбург1,*, Р. Г. Кальбергенов1, В. С. Исаев2,***, Г. С. Типенко1,
Д. О. Сергеев1,**, А. Н. Хименков1
1Институт геоэкологии им. Е.М. Сергеева РАН (ИГЭ РАН),
Уланский пер., 13, стр. 2, Москва, 101000 Россия
*E-mail: galab3@yandex.ru
**E-mail: cryo2@yandex.ru
2Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, геологический факультет,
Москва, Ленинские Горы, 1, МГУ, Москва, 119991 Россия
***E-mail: tpomed@yandex.ru
Поступила в редакцию 2.06.2019 г.
Современные системы геотехнического мониторинга и модели развития геокриологических процессов служат оценке и предупреждению опасных динамических воздействий на объекты инфраструктуры Арктики и Субарктики России. Уровень методических разработок и приборно-аппаратное обеспечение этих систем в России недооценены в условиях меняющегося климата, растущей техногенной нагрузки и снижающегося качества инженерных изысканий и проектирования, наблюдающихся в последние годы. Поровое давление успешно исследуется на уровне образца в лабораторных условиях и в поле при проведении статического зондирования, однако динамика порового давления и физические закономерности этой динамики в грунтовых массивах остаются недостаточно изученными. По теоретическим соображениям, поровое давление должно меняться под воздействием процессов, сопутствующих промерзанию и оттаиванию, и в свою очередь влиять на активность диссоциации газовых гидратов и механические свойства грунтов. Современная аппаратно-приборная технологическая база создает новые возможности для исследования динамики порового давления в грунтовом массиве. Это открывает перспективы для совершенствования систем геотехнического мониторинга с целью своевременной защиты объектов инфраструктуры от неблагоприятных природных и природно-техногенных воздействий.
Ключевые слова: поровое давление, промерзание грунта, тиксотропное разжижение грунта, криогенное пучение.
DOI: https://doi.org/10.31857/S0869-78092019582-88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дыдышко П.И. Деформации земляного полотна железнодорожного пути и их устранение в условиях вечной мерзлоты // Криосфера земли. 2017. Т. XXI. №4. С. 43-57.
2. Якобсон А., Пуш Р. Явление тиксотропии в перемятых мягких глинах // Инженерно-геологические свойства глинистых пород и процессы в них. Труды Междунар. симп. (14-24 сентября 1971 г.). М.: Изд-во МГУ, 1972. С. 25-34.
3. Ma W., Chen T. Analysis of permanent deformations of railway embankments under repeated vehicle loadings in permafrost regions // Sciences in cold and arid regions. V. 7. Is. 6. P. 645-653.
4. Xiaoliang, Y., Junlin Q. Vehicles loading effects on thawing embankment // Проблемы инженерного мерзлотоведения: матер. IX Междунар. симпозиума. /Отв. ред. Р.В. Чжан. Якутск: Издательство Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН, 2011. С. 343-348.